Феномен выученной беспомощности 10.03.2017

Феномен выученной беспомощности

Предлагаем вам статью о феномене выученной беспомощности от нашего психолога Петроградовой Екатерины.


«Сколько не старайся, всё равно без толку!»



«…Когда Зое было года полтора, и она хотела сама одеваться, родители предпочитали сами быстро одевать дочь. Если она лезла на горку, то обязательно слышала: «Ты еще маленькая, свалишься, не лезь!».

Ножницами нельзя было резать, потому что они острые, помогать маме мыть посуду нельзя, потому что Зоя может разбить стакан!

Сейчас ей семь лет. Мама собирает ей портфель в школу, потому что Зоя «обязательно что-нибудь забудет», учит вместе с ней уроки и делает уборку в комнате за неё»



Существует много взглядов на причины бездействия, пассивности и малой включенности детей в окружающую их жизнь. Мы можем говорить, что ребенок безответственный, ленивый, трудный и подобрать еще много разных ярлыков. А можем попробовать разобраться в механизмах и природе такого поведения.

В этой статье описан феномен выученной беспомощности, который проявляется в симптомах избегающего поведения, «отсутствия» мотивации в отношении разных событий под лозунгом: «Сколько не старайся, всё равно без толку!»



Личностная беспомощность – это устойчивая мотивационная характеристика, которая формируется в определенных жизненных контекстах, под влиянием взаимоотношений с окружающими (Циринг Д. А., 2005).

Проявляется в псевдоактивности (активность ради «образа» активности, а не развития и достижения какого-либо результата),

в отказах от деятельности, ступоре, деструктивном поведении, смещение на псевдоцель (вместо подготовки уроков – поесть сладкое или убраться в комнате). 

За всеми этими словами, скрывается неверие в собственные возможности, тревога и страх неудачи, отсутствие позитивного прогноза и неверие в то, что результат зависит от меня самого (Е.В. Веденеева, И.В. Девятовская, Е.В. Забелина).

Это устойчивые представления человека о независимости результатов труда от его действий и усилий.







Ученый Селигман отмечает, что выученная беспомощность формируется к восьми годам и отражает веру человека в степень эффективности его действий.


Важно помнить и обращать внимание на возможные три источника формирования беспомощности:

  • Перенос переживания неблагоприятных событий, в которых не было возможности управлять ситуацией, на другие события жизни, чем-то похожие на прошлый опыт, но в которых уже есть реальная возможность управлять обстоятельствами. Формируется убеждение: «я ничего не смогу изменить»

  • Наблюдение за опытом беспомощных людей (например, телевизионные сюжеты о беззащитных жертвах)

  • Отсутствие самостоятельности в детстве, готовность родителей все делать вместо ребенка.


Во что может перерасти?

  • В трудность постановки цели («ничего не хочу», «не знаю, что выбрать»)

  • В невозможность/нежелание инициировать действие («трудно начать», «потом», «не сейчас», «хотелось бы, но»)

  • В быструю потерю интереса продолжить начатое и довести дело до конца («я передумал», «стало не интересно»)

  • В сложность преодоления препятствий («я не предполагал, что будет так трудно»)










Что делать?

  • Обращать внимание на то, как именно вы реагируете на результаты ребенка и на трудные ситуации в его жизни? Не наносят ли наказания и поощрения больший вред ребенку?

  • Фиксировать успехи, «зону» своего влияния. Обсуждайте не только ошибки и как с ними справляться, но и то, в чем была сильная сторона ребенка. Без знания про свое «знание и умение» работать с ошибками чрезвычайно сложно не только малышу. Можно записать или нарисовать: Что я могу сделать? В чем я силен? Это есть опора и ресурс человека, на который он может опираться в трудную минуту.

  • Не избегать возможных трудностей. Например, когда в школах для тех, кто, претендует на медаль, создаются «оранжерейные» условия, то необходимость в усилиях для преодоления трудностей уменьшается или отпадает. Когда такие ученики сталкиваются с реальностью, они не в состоянии мобилизоваться для преодоления трудностей. Не переживайте за то, что ребенок может столкнуться с трудностью в достижении цели. Помогайте ребенку, если он просит о помощи. Проживая самостоятельно сложные ситуации и делая выбор, он будет более ответственно подходить к своему действию, а также получит бесценный опыт, который поможет ему преодолевать трудности в будущем.

  • Давать детям возможность заниматься различными видами деятельности, интересующими ребенка, в том числе традиционно не соответствующими его биологическому полу. Поддерживайте его начинания, интересуйтесь миром своего ребенка, но и о своем мире не забывайте. Родители – важный пример для подражания.

  • Не блокировать, а развивать поисковую активность ребенка. Одна из важных потребностей ребенка — это познание, которое осуществляется через взаимодействие с предметным миром, а также подражание родителям. И если взрослые не удовлетворяют эту потребность ребенка, то он перестает проявлять инициативу. И, наоборот, поощрение инициативы ребенка способствует повышению его любознательности, активности и самостоятельности.

Поисковая активность, направленная на изменение ситуации в условиях неопределенности, играет решающую роль в адаптации и сохранении здоровья.


Каждый день нам приходится переживать конфликты, неурядицы, отказы. И от того, как мы мысленно оцениваем эти события, зависит – МЫ будем управлять ими, или ОНИ нами.

Важно подумать, а как мы влияем на условия развития личности ребенка? Делаем ли мы всё от нас возможное, чтобы ребенок верил в свои возможности, учился анализировать свой опыт и брать ответственность за свои поступки?



Петроградова Екатерина Максимовна, психолог



ID: 10002
Символьный код: 
Название: Феномен выученной беспомощности
Картинка для анонса: 
Детальное описание: 

«Сколько не старайся, всё равно без толку!»



«…Когда Зое было года полтора, и она хотела сама одеваться, родители предпочитали сами быстро одевать дочь. Если она лезла на горку, то обязательно слышала: «Ты еще маленькая, свалишься, не лезь!».

Ножницами нельзя было резать, потому что они острые, помогать маме мыть посуду нельзя, потому что Зоя может разбить стакан!

Сейчас ей семь лет. Мама собирает ей портфель в школу, потому что Зоя «обязательно что-нибудь забудет», учит вместе с ней уроки и делает уборку в комнате за неё»



Существует много взглядов на причины бездействия, пассивности и малой включенности детей в окружающую их жизнь. Мы можем говорить, что ребенок безответственный, ленивый, трудный и подобрать еще много разных ярлыков. А можем попробовать разобраться в механизмах и природе такого поведения.

В этой статье описан феномен выученной беспомощности, который проявляется в симптомах избегающего поведения, «отсутствия» мотивации в отношении разных событий под лозунгом: «Сколько не старайся, всё равно без толку!»



Личностная беспомощность – это устойчивая мотивационная характеристика, которая формируется в определенных жизненных контекстах, под влиянием взаимоотношений с окружающими (Циринг Д. А., 2005).

Проявляется в псевдоактивности (активность ради «образа» активности, а не развития и достижения какого-либо результата),

в отказах от деятельности, ступоре, деструктивном поведении, смещение на псевдоцель (вместо подготовки уроков – поесть сладкое или убраться в комнате). 

За всеми этими словами, скрывается неверие в собственные возможности, тревога и страх неудачи, отсутствие позитивного прогноза и неверие в то, что результат зависит от меня самого (Е.В. Веденеева, И.В. Девятовская, Е.В. Забелина).

Это устойчивые представления человека о независимости результатов труда от его действий и усилий.







Ученый Селигман отмечает, что выученная беспомощность формируется к восьми годам и отражает веру человека в степень эффективности его действий.


Важно помнить и обращать внимание на возможные три источника формирования беспомощности:

  • Перенос переживания неблагоприятных событий, в которых не было возможности управлять ситуацией, на другие события жизни, чем-то похожие на прошлый опыт, но в которых уже есть реальная возможность управлять обстоятельствами. Формируется убеждение: «я ничего не смогу изменить»

  • Наблюдение за опытом беспомощных людей (например, телевизионные сюжеты о беззащитных жертвах)

  • Отсутствие самостоятельности в детстве, готовность родителей все делать вместо ребенка.


Во что может перерасти?

  • В трудность постановки цели («ничего не хочу», «не знаю, что выбрать»)

  • В невозможность/нежелание инициировать действие («трудно начать», «потом», «не сейчас», «хотелось бы, но»)

  • В быструю потерю интереса продолжить начатое и довести дело до конца («я передумал», «стало не интересно»)

  • В сложность преодоления препятствий («я не предполагал, что будет так трудно»)










Что делать?

  • Обращать внимание на то, как именно вы реагируете на результаты ребенка и на трудные ситуации в его жизни? Не наносят ли наказания и поощрения больший вред ребенку?

  • Фиксировать успехи, «зону» своего влияния. Обсуждайте не только ошибки и как с ними справляться, но и то, в чем была сильная сторона ребенка. Без знания про свое «знание и умение» работать с ошибками чрезвычайно сложно не только малышу. Можно записать или нарисовать: Что я могу сделать? В чем я силен? Это есть опора и ресурс человека, на который он может опираться в трудную минуту.

  • Не избегать возможных трудностей. Например, когда в школах для тех, кто, претендует на медаль, создаются «оранжерейные» условия, то необходимость в усилиях для преодоления трудностей уменьшается или отпадает. Когда такие ученики сталкиваются с реальностью, они не в состоянии мобилизоваться для преодоления трудностей. Не переживайте за то, что ребенок может столкнуться с трудностью в достижении цели. Помогайте ребенку, если он просит о помощи. Проживая самостоятельно сложные ситуации и делая выбор, он будет более ответственно подходить к своему действию, а также получит бесценный опыт, который поможет ему преодолевать трудности в будущем.

  • Давать детям возможность заниматься различными видами деятельности, интересующими ребенка, в том числе традиционно не соответствующими его биологическому полу. Поддерживайте его начинания, интересуйтесь миром своего ребенка, но и о своем мире не забывайте. Родители – важный пример для подражания.

  • Не блокировать, а развивать поисковую активность ребенка. Одна из важных потребностей ребенка — это познание, которое осуществляется через взаимодействие с предметным миром, а также подражание родителям. И если взрослые не удовлетворяют эту потребность ребенка, то он перестает проявлять инициативу. И, наоборот, поощрение инициативы ребенка способствует повышению его любознательности, активности и самостоятельности.

Поисковая активность, направленная на изменение ситуации в условиях неопределенности, играет решающую роль в адаптации и сохранении здоровья.


Каждый день нам приходится переживать конфликты, неурядицы, отказы. И от того, как мы мысленно оцениваем эти события, зависит – МЫ будем управлять ими, или ОНИ нами.

Важно подумать, а как мы влияем на условия развития личности ребенка? Делаем ли мы всё от нас возможное, чтобы ребенок верил в свои возможности, учился анализировать свой опыт и брать ответственность за свои поступки?



Петроградова Екатерина Максимовна, психолог



Детальная картинка: 
Дата создания: 13.03.2017 21:17:17