Выбор, как проявление зрелости человека


(короткий экскурс в гуманистические теории)


Регулярно в своей работе сталкиваюсь с убеждением родителей, что ребенок может выбирать. Большинство родителей сами так считают и пытаются убедить в этом не только педагогов, но и самого ребеночка, что, якобы, он уже имеет свое мнение и позицию, не смотря на нежный возраст. Частенько ребенку уже с первых секунд жизни предоставляется этот самый якобы выбор. Такого рода идеи, об присущей ребенку с рождения свободы выбора, стали популярным заблуждением благодаря расцвету гуманистической педагогики и психологии.

Попробуем к выбору человека отнестись профессионально и обстоятельно опишем его как философское и психологическое. Эта статья о том, что такое выбор в жизни человека. И это рассмотрим мы его с точки зрения такого важного для родителей и для воспитания феномена, как зрелость.

И что же такое зрелость? С чем она связана, чем обусловлена и как характеризуется?

Начнем с того, что подлинная зрелость не может быть достигнута без прочного чувства идентичности (Кто я такой/такая? Как я живу? Что я делаю главного в своей жизни?) В представлении Г. Олпорта психическое здоровье, разум, зрелость — понятия одного уровня. Он выделяет шесть основных критериев зрелости: Расширение чувства Я, которое постепенно возникает в младенчестве, не формируется полностью в первые 3–4 года или даже в первые 10 лет жизни, а продолжает расширяться с опытом, по мере увеличения круга того, в чем человек участвует. Здесь важным является активность Я, которая должна быть обязательно целенаправленна.

Следующий критерий: Теплота в отношениях к другим. Человек способен на значительную интимность в любви (в крепкой дружбе). И в то же время — стремится избегать праздной, навязчивой собственной вовлеченности в отношения с другими людьми, даже с собственной семьей.

Далее: эмоциональная безопасность (принятие себя). Зрелый человек выражает свои убеждения и чувства, учитывая убеждения и чувства других и не ощущая угрозы вследствие выражения эмоций — собой или другими.

Реалистическое восприятие, умения и задачи. Зрелая личность может быть сосредоточена на проблеме, на чем-то объективном, что стоит делать. Задача заставляет забыть об удовлетворении влечений, удовольствиях, гордости, защите. Этот критерий, очевидно, связан с ответственностью, которая является экзистенциалистским идеалом зрелости. Вместе с тем зрелая личность тесно соприкасается с реальным миром.

Самообъективация — понимание, юмор. Человек, действующий напоказ, не осознает, что его обман прозрачен, а поза неадекватна. Зрелый человек знает, что «подделать» личность невозможно, можно только намеренно сыграть роль ради развлечения. Чем выше самопонимание, тем ярче выражено у человека чувство юмора.

Очень важный критерий - Единая философия жизни. У зрелой личности обязательно есть ясное представление о своей цели жизни. Зрелый человек обладает относительно ясным Я-образом. Этот критерий связан с «взрослостью» совести. Зрелая совесть — это ощущение долга поддерживать свой Я-образ в приемлемой форме, продолжать свою выбранную линию проприативных стремлений, создавать собственный стиль бытия. Совесть — разновидность руководства собой.

Важно отметить, что процесс социализации не прекращается и в зрелом возрасте. Более того, он не завершается никогда, но всегда имеет осознанную или неосознанную цель. Таким образом, понятия «зрелость» и «взрослость» не синонимичны. По сути, даже на индивидном уровне понятия «зрелость» и «взрослость» не полностью совпадают. В рамках одной парадигмы проблема зрелости может рассматриваться на уровне соотношения между различными уровнями организации человека: индивида, личности, субъекта деятельности.

Формирование личностной идентичности – нормативная задача родителей, взрослых по отношению к ребенку.

Польский психолог Казимеж Обуховский описывает четыре критерия развития личности. Ни один из них не является важнейшим, каждый дополняет другие.

Перечислим их.

Рост умения: на протяжении жизни каждой личности усиливается противоречие, выражающееся в том, что достигнутые успехи приводят к росту сложности задач, которые перед ней стоят, а естественный процесс старения ухудшает умение. Только само поддержание умения на прежнем уровне требует, по сути, его постоянного повышения.

Появление новых особенностей: это новые взгляды, иное понимание мира, переход к более абстрактной концепции мира и изучение новых техник действия.

Ощущение удовлетворенности жизнью: удовлетворение — это общий положительный фон, на котором мы рассматриваем нашу жизнь, что не исключает отрицательных эмоциональных состояний как адекватных реакций на неизбежные несчастья и сложности. Вместе с тем продолжительное отчаяние, которое ломает нашу жизнь и создает новые виды негативного функционирования, приводит к потере способности к развитию.

Способность к самоконтролю требует особых психологических условий, качеств, свойственных исключительно человеку и относящихся к миру переживаний человека, его наиболее осознанному внутреннему опыту. Кроме того, способность к самоконтролю следует из психического дистанцирования по отношению к таким психическим особенностям, как страх, любовь или вина, которые могут контролировать нас независимо от интеллектуальных предпосылок и модифицировать наше поведение противоречащим нашим замыслам образом.

Гуманистические, экзистенциальные теории, в частности широкоизвестная концепция Абрахама Маслоу, трактуют процесс развития личности, прежде всего как стремление к самоактуализации, как процесс становления Я. Самоактуализирующияся личности составляют около 1% населения и являют собой образец психологически здоровых и максимально выражающих человеческую сущность людей.

У таких людей более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов, предрассудков, интерес к неизведанному. Самоактуализирующиеся принимают себя и других такими, какие они есть. Им характерна спонтанность проявлений, простота и естественность. Также соблюдение установленных ритуалов, традиций и церемоний, но отношение к ним с должным чувством юмора. Это не автоматический, а сознательный конформизм на уровне внешнего поведения.

Отличает таких людей деловая направленность. То есть они обычно заняты не собой, а своей жизненной задачей. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому они все в какой-то степени философы.

Позиция отстраненности по отношению ко многим событиям. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными влияниям извне. Они нередко склонны к одиночеству.

Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов.

Свежесть восприятия: нахождение каждый раз нового в уже известном.

Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного Я. Чувство общности с человечеством в целом. Конечно, дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностном взаимодействии. Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других.

Устойчивые внутренние моральные нормы. Остро чувствуют добро и зло: ориентированы на цели, а средства всегда им подчиняются.

«Философское» чувство юмора. Отношение с юмором к жизни в целом и к самому себе, но чья-то ущербность или невзгоды никогда не считаются смешными.

Креативность, не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех его действиях. Критичное отношение к той культуре, к которой они принадлежат: выбирается хорошее и отвергается плохое. Ощущают себя больше представителями человечества в целом, нежели одной культуры. Итак, черты самоактуализирующийся личности могут быть представлены как характеристики личностной зрелости.

Карл Густав Юнг увязывал достижение зрелости с принятием индивидом ответственности прежде всего за свои проекции, их осознавание и последующую ассимиляцию.

Карл Роджерс рассматривал ответственность в тесной связи с осознанностью, свободой быть самим собой, управлением собственной жизнью и выбором.

Мы рассмотрели понятие зрелость и выбор через различные теории, описывающие содержание развитой личности. Такого рода знания могут стать для педагогов и родителей хорошей базой в осознании своих родительских установок и помогут понять, что выбор не дается человеку по факту рождения. Но по праву человеческого существования ребенок обладает потенциалом зрелости, в течении жизни этот потенциал может быть раскрыт во всей полноте и величии.

Надеюсь, текст этой статьи станет поводом для последующих встреч, диалогов и усилит понимание зрелости и выбора, столь важные для жизни.