Воспитание мальчиков и девочек


Два главных человека в жизни ребенка – мама и папа. Они приводят его в мир и сопровождают до того момента, пока он не станет взрослым. Сопровождают не только физически, но и эмоционально, духовно. Уроки, опыт которые ребенок получит от родителей, самые важные в жизни. Они остаются с человеком на всю жизнь. «Воспитание» («в ось питание»), питание оси, основы - важнейший процесс, требующий от родителей не только физической зрелости, но также зрелости души. В статье мы поговорим о том, какие разные функции выполняют в процессе воспитания мама и папа.

Воспитание мальчика.

«Мужская территория» - мир внешний, социальный, реальный. Мужская психология лежит в основе социальных отношений. Объяснением того, что происходит в мире, установлением законов, стандартов, эталонов и правил социальной игры занимаются мужчины. Задача мужчины – активно преобразовывать социум, утверждая собственное превосходство в чем бы то ни было. Главная задача в воспитании мальчика – дать ему ощущение собственной социальной силы.

Мать дает сыну отношение к жизни. Если потребность мальчика в любви, принятии и безопасности в детстве удовлетворялась, он будет чувствовать свою сопричастность жизни, ощущать, что есть место, где он будет защищен и окружен заботой. Он будет понимать, что в мире у него есть своя миссия и будет ощущать в себе силы выполнить эту миссию. Если мама любит ребенка «с условиями» (только когда он послушный, только когда он аккуратный, только когда он объединяется с ней против отца и т.д.), если она смотрит на него со страхом, не верит в его силы и боится отпускать его от себя – мальчик будет отделен от собственной силы. Мир будет казаться ему опасным и враждебным, он не будет верить в собственные возможности преодолевать трудности, выпавшие на его долю. У него может сформироваться избегающее поведение, которое выражается в разного рода зависимостях, нежелании работать, нежелании жениться, нежелании делать то, что принято считать в обществе мужскими обязанностями. Таким образом, мать для мальчика – источник любви и защиты, а также веры в его силы.

Также мама помогает мальчику понять его внутренний мир: разобраться со своими чувствами и желаниями, научиться наслаждаться процессом и результатом своих усилий, научиться любить и принимать любовь. Если мама запрещает сыну какие-то чувства («Мальчики не плачут», «Как ты можешь бояться – ты же мальчик» и т.д.) она тем самым отделяет, диссоциирует сына от его собственных чувств. В дальнейшем он не сможет в полной мере переживать когда-то запрещенные эмоции, будет подавлять и отрицать их. Так получаются «бесчувственные» мужчины, или мужчины, которые «ничего не боятся». В этом есть большое количество рисков. Не пережитые, вытесненные эмоции «портятся», приводят к соматическим заболеваниям, к ухудшению близких взаимоотношений, мужчина перестает понимать себя.

От материнских проекций и ожиданий, от материнского отношения у мальчика нет защиты. Поэтому матери так важно видеть в сыне человека отдельного от нее и способного выбрать свой путь в жизни, верить в его возможности и способность выдержать все испытания.

Отец для сына – пример. Сын должен видеть, как живет отец, как он борется, проявляет эмоции, терпит неудачи, падает, снова встает, оставаясь при этом человеком. Отец для сына – тренер и наставник. Он дает опыт любви «с условиями», то есть предъявляет требования сыну и оценивает их выполнение. Как наставник отец объясняет сыну устройство мира, его правила и законы. Рассказывает ему о том, как жить «там», во внешнем мире и при этом оставаться собой. Учит, в каких ситуациях нужна сила, а в каких – хитрость. Как тренер он формирует у сына стратегии лидерского поведения, объясняет, подтверждая собственным примером, как справляться с трудностями и проживать неудачи. Отец демонстрирует, как управлять собственными злостью и страхом, тренирует удар и приемы защиты. Мудрый отец провоцирует сына: «Слабо тебе сделать это?». Не играет с сыном в поддавки, но и дает фору. Именно на отце сын начинает пробовать силу. Отец знает это и готов.

Кроме того, отец дает сыну пример отношений с женщиной. Если женщина для мужчины – ценный дар, партнер, возлюбленная, жизнь с которой полна уважения, принятия, бережного отношения, сын научается видеть в женщине другого равного себе человека. С этим человеком интересно создавать некое общее пространство, которое называется «любовь» или «семья». Если женщины для отца – средство, отношения с ними построены на насилии, выгоде, соперничестве, в них нет места уважению, честности и ценностям то и сын будет относиться к представительницам прекрасного пола так же.

Женская территория – внутренний мир. Женщина находится в контакте с эмоциями, жизнью души, она в большей мере ответственна за качество отношений. Истинное женское творчество – способность женщины гармонично изменять пространство вокруг себя, наполнять его любовью, теплом, заботой. Она создает вокруг себя особую питательную среду. Главная задача в воспитании девочки – научить ее бережно и грамотно относится к собственному внутреннему миру (чувствам, ощущениям, потребностям) и внутреннему миру других людей.

Главное чему учит мать девочку – хранить и преумножать Любовь. Есть такая метафора, что душа женщины - сад. Мать учит девочку обращаться со своим внутренним садом: быть внимательной к его состояниям, растить в нем лучшие растения (любовь, благодарность, милосердие, веру, гибкость, терпение), питать и украшать его. Каким способом мать делает это? Только собственным примером. Если рядом с девочкой мама, которая внимательно и уважительно относится к себе, принимает во внимание собственные чувства и потребности, духовно и эмоционально растет, строит гармоничные отношения с окружающими ее людьми, постепенно дочь начинает подобным образом относится к себе. Если дочь видит мать, которая «жертвует» собой ради других, у которой нет на себя ни времени, ни сил, ни привычки ценностного отношения к себе, которая при этом ждет, что ей «воздастся» от благодарных детей и мужа, у нее искажается представление о женской миссии, появляется ложная жертвенность. Такой женщине кажется, что она сначала наведет порядок во всем мире, а потом уже обратится к себе. Это ложный путь. Женщине легче строить гармоничный мир сначала внутри себя. И только когда она построит «райский» сад в своем внутреннем пространстве она сможет постепенно перенести его во внешний мир.

Мать учит дочку построению красивых отношений и при необходимости их завершению, учит видеть в других людях, и в первую очередь в своем возлюбленном, лучшее и с благодарностью принимать это, учит создавать атмосферу тепла, уюта, принятия и защищенности в доме, поддерживать огонь не только на физическом, но также на эмоциональном уровне. Учит быть чуткой к меняющимся в душе настроениям, эмоциям, совершать постоянное внутреннее движение – внутренний танец. Как в сказке учит перебирать семена (идеи, мысли, проекты), выбирать самые жизнеспособные и плодотворные, а также давать им жизнь и рост. Мать учит дочь наслаждаться каждой минутой, уметь видеть процесс и находиться в нем. Такому может научить женщина, которая чувствует в себе природную силу, способна управлять ею, переживая внутреннюю гармонию, удовлетворенность и любовь.

Важнейшим человеком в жизни девочки является отец. Он обеспечивает защиту, формирует чувство безопасности. Любовь отца – важнейшее условие безопасности девочки. Если отец опасен для девочки (он угрожает, критикует, высмеивает или даже бьет) в ее душе навсегда поселяется страх – ведь она пережила угрозу от человека, который по определению должен был защитить. Чего же тогда ждать от остального мира? Таким образом, отец для девочки в первую очередь – чувство безопасности.

Отец формирует отношение к себе у девочки как к подарку. Она ощущает, что пришла в этот мир, чтобы сделать его лучше. Отцу позволительно баловать дочку (в отличие от матери, которой лучше баловать себя). Когда отец балует дочь, он дает ей возможность почувствовать собственную силу, признает ее любимой, нужной, значимой. Так он дает ей первый урок служения мужчины женщине, формирует образ женско-мужских отношений. Отец, который не любит, отвергает, обесценивает, формирует у маленькой женщины соответствующее отношение к себе. Она делает вывод: «Со мной так можно обращаться, другого я не заслуживаю» и в дальнейшем позволяет это делать и другим людям, в частности мужчинам.

В современном обществе роли мужские и женские часто перепутаны, функции не распределены, непонятно кто за что в ответе. Это же касается обязанностей в воспитании. В статье мы постарались расставить акценты, уточнить зону ответственности каждого из родителей. Постепенно проясняя для себя особенности женской и мужской энергии, приводя в порядок собственное мировоззрение относительно роли женщин и мужчин в мире, мы сможем и для наших детей создать пространство, наполненное порядком.